zozh

Расстройство аутистического спектра ( РАС )

ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

 

Признаки расстройства аутистического спектра (РАС) у детей могут появляться достаточно рано, однако, заболевание и симптоматика носят индивидуальный характер.

Иногда ранние признаки аутизма можно спутать с так называемым "хорошим" поведением ребенка - он нетребователен, спокоен и независим. Существует ряд признаков, на которые необходимо обратиться внимание.

 

 

 

 

 

 

ras2

 

 

 

ДО 1 ГОДА:

 

- комплекс оживления либо не появляется, либо носит своеобразный характер, ребенок реагирует эмоционально не на близких людей, например, маму, а на предмет, угол кроватки, собственную руку.

- к 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже мама не вызывает у него смены эмоционального фона. Так же своеобразен тактильный контакт, ребенок его скорее избегает и может быть спокоен лёжа в кроватке и быть эмоционально возбуждённым и плакать на руках.
- к 9 месяцам малыш не ищет визуальный контакт, может казаться, что он не смотрит в глаза, а взгляд мимо, "через". Не реагирует на своё имя, но в тоже время очень чувствителен к звукам, запахам, свету.

-к году жизни отчётливо заметна задержка или отсутствие развития разговорной речи (лепет, имитация звуков),не сопровождающаяся попытками компенсировать ее другими формами общения, например, жестами.

 

 

ДО 2 ЛЕТ:

 

- ребенок не указывает на объект, указательный жест "заменяется" рукой взрослого, жесты используются для указания на объект минимально.

- не понимает простых, поэтапных инструкций.

- малыш не использует разговорные навыки, нередко это похоже на своего рода регресс, до какого то момента он пытался проявлять вербальную активность и вдруг начинает терять словесные навыки, в речи появляются высокие звуки - "вокализации" либо эхолалии (повторение слов или звуков за взрослыми).

- заметно социальное своеобразие-нет стремления к взаимодействию со сверстниками, ребенок может находиться рядом, но не включаться в совместную игру, не пускать никого в свое пространство.

- проявление эмоций не всегда понятно окружающим и соответствует ситуации, ребенок может плакать или смеяться вне смыслового контекста.

 

 

С 3 ЛЕТ:

 

- стереотипность действий, игры и поведения в целом Игра не имеет фантазийного развития либо имитации и насыщения ее "своим" сюжетом, например, ребенок катает машинку, выстраивает предметы в ряды либо пирамидки, прокручивает колеса и т.д. Часто игрушками не интересуется и может играть с водой (струйка воды пропускается сквозь пальцы) либо с другими предметами.

- интересуется необычными предметами либо видами деятельности, например, если это машинки, то только определенной марки, если животные, то только одного вида и т.д. И проявляется очень выраженная привязанность к этому объекту, например, игрушка должна быть везде с ребенком. Иногда такую роль выполняют не игровые предметы, например, тапок, который ребенок везде носит с собой.

- однотипные действия (включает и выключает свет, перелистывает страницы книги, не интересуясь при этом картинками).

- проявляется избирательность в еде, одежде, например, продукты только определенного цвета или текстуры, часто пюреобразной пище отдается предпочтение. Сложно переходить в одежде с одного сезона на другой и более, чем у обычного ребенка выражена кинестетическая чувствительность (необходимо срезать ярлыки с одежды, не любят одежду с пуговицами, свитера с горлом и т.д.).

- сверхчувствительность к звукам, запахам. Могут испытывать заметный страх при включении пылесоса, фена. Также это может касаться просто всего нового - маршрут дороги, магазин.

- определенные страхи либо полное  бесстрашие (страхи обычно звуков, высоты). Либо ребенок не чувствует опасности, может провести рукой по открытому огню, выбежать на дорогу.

- отсутствие потребности во взаимодействии со сверстниками становиться ещё более выраженным, ребенок может участвовать, например, в подвижных играх в саду и "бегать вместе", но не будет совместно играть, не пустит других в свое игровое поле.
Чем раньше родители обращаются к специалистам, тем скорее начинается работа с ребенком. Работа всегда комплексная и только в совокупности даёт результат.

Специалисты, работающие с детьми с РАС (психиатр, логопед, психолог, педагог в саду и школе, тьютер* - специалист, который является своего рода посредником между ребенком и окружающими) обычно взаимодополняют друг друга для более гармоничной интеграции ребенка в социум.

* (специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития)

 

 

 

ras3

 

 

 

Возраст

Нарушения развития

 

Расстройства поведения

Эмоциональные расстройства

Дети младшего среднего возраста

(до 5 лет)

плохой аппетит;

не соответствие развитию данного возраста (умение ходить, улыбаться, сидеть, говорить, концентрировать внимание, умение пользоваться туалетом);

плохая моторика

4 года – 18 лет

 

чрезмерная активность, неспособность сидеть спокойно, чрезмерная болтливость или подвижность;

чрезмерная невнимательность, рассеянность, отвлекаемость от основного вида деятельности;

импульсивность (частое совершение необдуманных действий;

повторяющееся поведение, которое беспокоит других (воровство, частые истерики, драки, постоянное и серьезное непослушание)

чрезмерная плаксивость, застенчивость; застывание в одной позе;

снижение интереса к играм и общению с окружающими;

проблемы со сном и приемом пищи

Дети младшего школьного возраста

(6-12 лет)

задержка в освоении навыков чтения и письма;

проблематичность в обслуживании себя (одевание, купание, чистка зубов…)

повторяющиеся, необъяснимые физические симптомы (например, боли в животе, тошнота, головная боль);

нежелание/отказ посещать школу;

чрезмерная застенчивость или изменения в поведении (например, бесконтрольное опорожнение)

Подростки

(13-18 лет)

плохая успеваемость в школе;

затруднения в понимании указаний;

трудности в общении, плохая адаптация к изменениям

частые необоснованные чувства страха, тревоги, легкая раздражительность, возбудимость, резкая смена настроения;

функциональные изменения (трудности с концентрацией внимания, плохая успеваемость в школе, частое желание оставаться наедине с собой)

Все возрастные группы

трудности в выполнении повседневных обязанностей, которые считаются нормальными для этой возрастной группы;

трудности взаимодействия в обществе и адаптации к изменениям социальной среды

снижение интереса или участия в деятельности;

стремление обратить на себя внимание;

изменение привычного режима «сон/бодрствование», пищевых привычек;

 

 

 

 

 

ras

 

 

ras4